Ансамбль струнных инструментов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Инструментальное исполнительство»
Аннотация к рабочей программе
«Ансамбль струнных инструментов (скрипка, виолончель)»
Программа учебного предмета «Ансамбль струнных инструментов (скрипка, виолончель)» (далее - «Ансамбль»), разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Ансамбль» в детских школах искусств.
Программа по учебному предмету «Ансамбль» имеет общеразвивающую направленность и основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Срок реализации данной программы по пятилетнему курсу обучения составляет один год (2 класс). Продолжительность учебных занятий в год - 34 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ №19» на реализацию предмета «Ансамбль» включает аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Недельная нагрузка обучающихся в часах составляет:
· аудиторные занятия – 1 час в неделю;
· внеаудиторные (самостоятельные) занятия – 1 час в неделю.
Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету – 68 часов. Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 34 часа – внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от двух человек).
Цель учебного предмета «Ансамбль»:
· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
· решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
· стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
· формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
· развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
· обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
· приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
· расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного предмета «Ансамбль»:
· словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
· наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
· практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
· прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
· индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №19» в рамках реализации программы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию.
В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой