Инклюзивное образование (условия)
Среди 1047 учащихся МОУ «СОШ №12» обучаются 30 детей, имеющих различные особенности в развитии. Это 4 учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану на дому, и 26 статусных детей-инвалидов, 13 из которых включены в образовательный процесс наравне с нормативными сверстниками (полная инклюзия).
Наибольшее количество детей с особенностями развития, обучающиеся в МОУ «СОШ №12» ЭМР СО, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания, а также нарушения слуха и речи.
Обучение учащихся вышеназванных категорий проводится в формах:
- индивидуального обучения на дому – 4 учащихся;
- индивидуального обучения на дому с применением дистанционных образовательных технологий - 7 учащихся;
- комбинированного (очно-дистанционного) обучения, при котором сочетаются очная форма обучения и обучение с применением дистанционных образовательных технологий (частичная инклюзия) - 6 учащихся;
- очная форма обучения на общих основаниях с учащимися, не имеющих ограничения в здоровье (полная инклюзия) - 13 учащихся.
Контингент обучающихся с особенностями развития по уровням образования в 2016-2017 учебном году
№ |
Уровни общего образования |
Количество обучающихся в школе |
Количество учащихся с особенностями развития/полная инклюзия |
1 |
Начальное общее образование |
457 |
11/7 |
2 |
Основное общее образование |
496 |
14/4 |
3 |
Среднее общее образование |
94 |
5/2 |
|
ИТОГО |
1047 |
30 |
Динамика численности обучающихся с особенностями развития (за 6 лет)
Учебный год |
Всего обучающихся в ОО |
Всего обучающихся с особенностями развития |
Количество детей-инвалидов, обучающихся с применением ДОТ (в том числе и обучение детей на дому) |
Частичная инклюзия: комбинирование обучения на дому с посещением ОО |
Количество детей со статусом ОВЗ |
2011-2012 |
935 |
35 |
12 |
20 |
- |
2012-2013 |
962 |
34 |
11 |
23 |
- |
2013-2014 |
977 |
33 |
9 |
24 |
- |
2014-2015 |
998 |
47 |
28 |
19 |
- |
2015-2016 |
1027 |
40 |
18 |
13 |
10 |
2016-2017 |
1047 |
30 |
11 |
6 |
10 |
Необходимо отметить, что при определении формы обучения учитываются заключение медицинской организации, а также рекомендации ПМПК. Индивидуальное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому организуется с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей по индивидуальному учебному плану из расчета учебной нагрузки, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 10 июня 2014 года № 340-П, а именно:
- в 1-4 классах – до 8 часов неделю;
- в 5-8 классах – до 10 часов в неделю;
- в 9 классе – до 11 часов в неделю;
- в 10-11 классах – до 12 часов в неделю.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой, разрабатываемой на основе федеральных государстве образовательных стандартов, а также индивидуальных адаптированных образовательных программ варианты 2.1 и 6.1, разрабатываемых школьным психолого-педагогическим консилиумом на основе АООП НОО с учетом ФГОС НОО для детей с ОВЗ (см. рисунок 2).
Результаты мониторинга динамики развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их успешности в освоении образовательных программ можно увидеть на рисунке 2. Динамика показателя качества знаний по сравнению с прошлым учебным годом является положительной и составляет 23,5%.
Показатели качества знаний обучающихся с особенностями развития в 2016-2017 учебного года
Классы |
Кол-во неуспев. и неаттестов. обучающихся (без учета больных детей) |
% успеваемости |
% успевае-мости за 2014-2015 уч.год |
«5» |
«4-5» |
% качества |
% качества знаний за 2016-2017 учебный год |
1-4 |
0 |
100 |
100 |
0 |
2 |
83,3 |
82 |
5-9 |
0 |
100 |
100 |
0 |
4 |
75 |
73 |
10-11 |
0 |
100 |
100 |
0 |
0 |
71,83 |
49 |
ВСЕГО |
0 |
100 |
100 |
0 |
6 |
76,7 |
68 |