Комитет по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №19»

Музыкальная литература

Музыкальная литература

Дополнительные предпрофессиональные программы 

в области музыкального искусства «Фортепиано»,

«Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»

Предметная область «Теория и история музыки»

Аннотация к рабочей программе 

«Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)»

           Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительным  предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты».

Учебный предмет «Музыкальная литература» является предметом обязательной части учебного плана по предпрофессиональным программам, реализуемым в МБУДО «ДМШ №19».

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует  с  учебным  предметом  «Сольфеджио»,   с  предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам учащиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской практике.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ №19» на реализацию предмета «Музыкальная литература» включает аудиторные и внеаудиторные  (самостоятельные) занятия.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету в 4 - 8 классах – 1 час в неделю, в 9 классе - 1,5 часа в неделю.

Максимальная учебная  нагрузка по учебному предмету (аудиторные и внеаудиторные  (самостоятельные) занятия) с 4 по 8 классы составляет 346,5 часа; максимальная учебная  нагрузка в 9 классе  - 82,5 часа.

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» -  мелкогрупповая ( от 4 –до 10 человек) или групповая (от 11 человек).

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

·       формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;

·       воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

·       овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

·       знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

·       знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

·       умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

·           умение  использовать  полученные  теоретические  знания  при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

·           формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной 
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки  их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее  профессиональные программы.

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся. Программа содержит следующие разделы:

·           сведения о затратах учебного времени,  предусмотренного на освоение учебного предмета;

·           распределение учебного материала по годам обучения;

·           описание дидактических единиц учебного предмета;

·           требования к уровню подготовки обучающихся;

·           формы и методы контроля, система оценок;

·           методическое обеспечение учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·           словесный (объяснение, рассказ, беседа);

·           наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

·           практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №19» в рамках реализации программы по учебному предмету «Музыкальная литература» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и имеет необходимые условия:

·           обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

·           укомплектование библиотечного фонда печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

·           наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

·           обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

·           наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

Обратная связь

наверх