Музыкальная литература
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Вокальное исполнительство (эстрадно-джазовое искусство)»
Аннотация к рабочей программе «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Музыкальная литература» в детских школах искусств.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Курс музыкальной литературы охватывает широкий круг явлений из области истории и теории музыки: важнейшие события музыкальной жизни как европейской, так и русской культуры, биографии композиторов, знакомство с различными жанрами и формами музыкальных произведений, с инструментами симфонического оркестра.
Срок реализации программы учебного предмета «Музыкальная литература» составляет четыре года (4 - 7 классы). При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий в год составляет 34 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ №19» на реализацию предмета «Музыкальная литература» включает аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Недельная нагрузка обучающихся по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет:
· аудиторные занятия в 4 -7 классах – 1 час в неделю;
· внеаудиторные (самостоятельные) занятия – 1 час в неделю.
Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет 272 часа. Из них: 136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 10 человек).
Целью данного учебного предмета является развитие музыкальных способностей учащихся посредством приобщением детей к музыкальной культуре на примере выдающихся образцов классической русской, зарубежной и современной музыки.
Задачи учебного предмета
· развитие музыкальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения;
· расширение музыкального кругозора учащихся;
· формирование у обучающихся культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории, истории музыки и исполнительства различных эпох и народов;
· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
· воспитание потребности к музицированию, как основной формы ознакомления с формирование общей культуры личности обучающихся;
· музыкальным произведением.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядно-слуховой (показ, наблюдение);
· практический (работа на инструменте, упражнения);
· аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому учащемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №19» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Музыкальная литература» оснащены роялями или пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров.
МБУДО «ДМШ №19» имеет в наличии концертный зал с концертным роялем, библиотеку и фонотеку. Помещения оснащены звукоизоляцией и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).