Оркестр
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Инструментальное исполнительство»
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Оркестр»
Создание оркестровых коллективов является одной из важных задач в образовательной деятельности МБУДО «ДМШ №19».
Учебный план МБУДО «ДМШ №19» по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» предусматривает работу следующих оркестровых коллективов:
· Оркестр народных инструментов;
· Оркестр духовых инструментов;
· Оркестр струнных инструментов.
Образовательные программы по учебным предметам «Оркестр народных инструментов», «Оркестр духовых инструментов», «Оркестр струнных инструментов» (далее – «Оркестр») разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Оркестр» в детских школах искусств.
Учебный предмет «Оркестр» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области коллективного музицирования, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие учащихся.
Срок реализации данной программы по пятилетнему курсу обучения составляет три года (с 3 по 5 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ №19» на реализацию предмета «Оркестр» включает аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Недельная нагрузка обучающихся в часах составляет:
· аудиторные занятия – 3 часа в неделю;
· внеаудиторные (самостоятельные) занятия – 0,5 часа в неделю.
Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету «Оркестр» при пятилетнем сроке обучения составляет 357 часов. Из них: 306 часов – аудиторные занятия, 51 час – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 6 человек), а так же сводные занятия.
Цель учебного предмета «Оркестр»:
· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
· развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
· формирование умений и навыков коллективного исполнительства;
· обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
· приобретение обучающимися опыта коллективного исполнительства и публичных выступлений.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного предмета «Оркестр»:
· словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
· наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
· практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
· прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
· индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №19» в рамках реализации программы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Оркестр» присутствуют следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Оркестр» с пианино и звукоизоляцией.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.