Слушание музыки
Дополнительные предпрофессиональные программы
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
Предметная область «Теория и история музыки»
Аннотация к рабочей программе «Слушание музыки»
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты».
Учебный предмет «Слушание музыки» является предметом обязательной части учебного плана по предпрофессиональным программам, реализуемым в МБУДО «ДМШ №19» инаправлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и ориентирована на:
· развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;
· воспитание детей в творческой атмосфере, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
· формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы.
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и является базовой основой для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс с шести лет шести месяцев до девяти лет составляет три года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ №19» на реализацию предмета «Слушание музыки» включает аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету с 1 по 3 класс составляет 1 час в неделю.
Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету (аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия) с 1 по 3 класс – 147 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий по предмету «Слушание музыки» мелкогрупповые занятия (численность от 4 до 10 человек) или групповые занятия (от 11 человек).
Целью учебного предмета «Слушание музыки» является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
· развитие интереса к классической музыке;
· знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
· воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
· приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
· осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;
· накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;
· развитие ассоциативно-образного мышления.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
· учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
· поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
· игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №19» в рамках реализации программы по учебному предмету соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены пианино и роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Помещения оснащены звукоизоляцией и своевременно ремонтируются.